Современные подходы к образованию диктуют необходимость новой модели преподавания. Организуя обучение боевым искусствам, тренер должен видеть ученика как индивида с определенным набором способностей к овладению техникой, как личность со всеми присущими ей социальными характеристиками: деятельностью, личным опытом, интересами, мотивами, эмоциями, мировоззрением, статусом в коллективе.
В педагогике и психологии дифференцированный подход рассматривается как метод изучения индивидуальных и групповых различий между людьми для оптимизации процессов обучения и воспитания. Индивидуализация – это учет индивидуальных особенностей занимающихся в процессе обучения во всех его формах и методах.
Способности подростков к изучению боевых искусств не одинаковы: одним они даются легко, другим с большим трудом. Следует иметь ввиду и тот факт, что обучение может усваиваться учениками одного и того же возраста по-разному: одни легко усваивают технику в силу хорошо развитой памяти, а у других более развито слуховое восприятие, успешно усваивают аудирование. Кроме того, у всех подростков разный склад мышления.
Анализ научно-методической литературы, личный опыт тренерской деятельности позволяют констатировать: дифференцированное применение средств и методов учебно-тренировочного процесса – важное условие повышения эффективности подготовки спортсменов.
В качестве основных направлений реализации индивидуально — дифференцированного подхода можно выделить:
1. Достигнутый занимающимся уровень физического развития, его гармоничность.
2. Уровень двигательной активности и половая принадлежность.
3. Тип темперамента и определение психотипа.
4. Степень физической подготовленности.
5. Степень технической подготовленности.
6. Опыт в других видах боевых искусств и спортивных единоборствах.
Теперь более детально:
1). Необходимо учитывать антропометрические данные, уровень иммунитета и проблемы со здоровьем (частота и длительность инфекционных и соматических заболеваний, наличие приобретенной или наследственной патологии). В дифференцированном подходе к нагрузкам нуждаются ослабленные, часто болеющие дети, имеющие хронические заболевания, дети с ускоренным ростом.
2) Понятие «двигательная активность» очень популярно в последние 10 – 15 лет как один из факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность ребенка.
Несоответствие режима двигательной активности возрастным физиологическим возможностям и потребностям детей приводит либо к гиподинамии, либо к гиперкинезии, что может повлечь негативные изменения в детском организме. Подростков можно условно подразделить на:
- Сверхподвижных
- Подвижных
- средней подвижности
- малоподвижных
Главной задачей дифференцированного подхода к подросткам по уровню двигательной активности является вовлечение малоподвижных ребят в активную двигательную деятельность и переключение гиперактивных на более спокойную деятельность, чаще всего требующую внимания и сосредоточенности.
В формировании двигательной деятельности подростков необходимо учитывать их половые физиологические особенности, а также принимать во внимание двигательные предпочтения и специфику освоения физических упражнений мальчиками и девочками. Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. Касательно младшего школьного возраста к девочкам и мальчикам предъявляются разные требования по выполнению одних и тех же движений: для мальчиков — четкость, ритмичность, затраты дополнительных усилий; для девочек — пластичность, выразительность, грациозность.
Основными направлениями дифференциации по половому признаку являются:
— дифференцированная нагрузка для мальчиков и девочек
— подбор упражнений в зависимости от физиологических особенностей пола
— учет двигательных предпочтений мальчиков и девочек в планировании этапов и отборе методов обучения движениям
— учет психологических особенностей мальчиков и девочек при оценке результативности их двигательной деятельности, а также в процессе решения воспитательных задач.
3) Следующим моментом индивидуального подхода является учет психотипа. Психотип – это свойство нервной системы, с которым человек рождается.
Основными способами изучения психотипа и индивидуальных особенностей подростков являются планомерные систематические наблюдения за учеником, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи, специальные задачи, связанные с положением подростка в коллективе, с отношением к товарищам, его позицией в группе. Академик Павлов различал четыре основных типа нервной системы: 1) сильный, неуравновешенный (с преобладанием процесса возбуждения), 2) сильный, уравновешенный, подвижный, 3) сильный, уравновешенный, инертный, 4) слабый.
Возбудимые дети характеризуются высоким уровнем физической работоспособности. Они успешно и хорошо выполняют упражнения скоростного характера, но хуже справляются с заданиями, требующими выносливости. Такие дети выполняют все упражнения в более быстром, чем требуется, темпе, недостаточно точно воспроизводя рисунок движения.
Дети со слабым типом нервных процессов отличаются сниженной двигательной активностью, особенно трудны для них нагрузки скоростного характера и упражнения на выносливость. Они медленно и с трудом овладевают новыми движениями, поэтому нуждаются в большем количестве повторений трудных упражнений, а для закрепления двигательных навыков – в дополнительной, индивидуальной работе во время подвижных игр. Таких ребятам необходимо поручать им роли, требующие активного действия. А для укрепления веры в свои силы использовать тактику одобрения, поощрения и похвалы.
Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить подростка и опираться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков.
4) Знание тренером физической подготовленности и физических возможностей подростков позволяет скорректировать программу физического воспитания и разработать индивидуальные пути их развития. Это становится основой реализации индивидуального подхода в процессе тренировки. Выделяются группы детей с высокими и низкими показателями физической подготовленности.
Подростки с высокими показателями физической подготовленности отличаются быстротой и уверенностью действий, в случае неудачи не отступают от цели, а прилагают максимум усилий для достижения намеченного результата, умеют самостоятельно принимать решения, находить целесообразный способ действий. При выполнении упражнений они проявляют активность и самостоятельность, умение слушать педагога, выполнять его указания и поручения.
Подростки с низкими показателями физической подготовленности не прикладывают усилий для того, чтобы качественно выполнить физическое упражнение. В ситуациях, требующих решительности, энергичных действий, они проявляют медлительность, недостаточную уверенность, неспособность преодолеть чувство страха. Этим ребятам свойственно состояние угнетенности в связи с неудачами, неумение подавлять в себе отдельные желания. Они нуждаются в замедленном показе упражнений с указанием того, на какой элемент техники необходимо обратить особое внимание. Самые сложные упражнения им следует демонстрировать в различных плоскостях, многократно повторяя показ в процессе занятия.
5) Понимание и владение основными базовыми принципами и движениями (базовые движения рук и ног) формирует целостность технического действия, его гармоничность.
6) При переходе из одного вида боевого искусства в другой важно брать во внимание ранее сформированные устойчивые навыки и двигательные стереотипы.
Для более четкого понимания важности исследования проблемы организации индивидуально-дифференцированного подхода обучения можно обозначить цели.
Обучающая цель – усовершенствовать знания, умения и навыки, углубить и расширить знания учеников, исходя из их интересов и способностей;
Развивающая цель – сформировать и развить логическое мышление, креативности;
Воспитательная цель – сформировать личность.
Перечисленные цели позволяют сформировать основное целеполагание индивидуально-дифференцированного подхода обучения.
Особенности реализации индивидуально-дифференцированного подхода
- Регулярное переключение с дифференцированной на коллективную, совместную работу.В рамках тренировок используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная
- Использование ролевого метода: Попросить ученика представить себя в роли объясняющего технику или научить новичка перемещениям/страховке. Попытка представить себя в роли другого заставляет ученика и на себя взглянуть со стороны.
- Реализация воспитательной функции боевых искусств связана с воспитанием личности подростка, пониманием необходимости самовоспитания и формированием потребности к систематическим тренировкам без пропусков.
Итог.
Обучение на занятиях должно характеризуется постановкой таких целей как:
– сохранение и развитие индивидуальности занимающихся, их потенциальных возможностей;
– учёт навыков при опоре на зону ближайшего развития конкретного ученика;
– формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
Следует подчеркнуть, что индивидуализация является важнейшим компонентом тренировочного процесса, так как во время тренировки тренер постоянно общается с учениками, объясняет и исправляет их индивидуальные ошибки . Без этого прогресс в боевой подготовке невозможен, т.к. ничтожная ошибка в усвоении материала может привести к негативным последствиям.
Планирование тренировочной нагрузки на «среднего» ученика может привести к нежелательным последствиям, когда у более слабых в физическом отношении обучающихся формируется хроническое отставание в освоении основного программного материала. В итоге дети с недостаточным уровнем моторной зрелости не стремятся к дальнейшему совершенствованию, а дети с опережающим физическим развитием утрачивают интерес к занятиям.
Добавить комментарий